BMW 8-speed Automatic Transmission Inside

В статье рассматриваются основные причины поломок автоматических трансмиссий производства немецкой фирмы ZF Getriebe GmbH (ZF Friedrichshafen AG), которыми зачастую комплектуются автомобили таких марок как BMW, Mercedes, Audi, Volkswagen, Opel, Porsche, Saab, Volvo, Renault, Peugeot, Citroen, Skoda и некоторых других. Но это не значит что приведенные ниже причины касаются исключительно АКПП производства ZF – большая часть описанного касается и других марок автоматических трансмиссий.

ZF 8HP Series

Итак. Есть несколько основных причин преждевременного выхода из строя автоматических коробок переключения передач (АКПП):

Несвоевременная замена масла и масляного фильтра

Хотя масло в автоматической трансмиссии в отличии от моторного не загрязняется продуктами горения топлива, но оно все равно со временем меняет свои физико-химические свойства и загрязняется фрикционной пылью и металлической стружкой от износа всяких там шестеренок. Поэтому масло и масляный фильтр в современной автоматической коробке рекомендуется менять в зависимости от условий эксплуатации раз в 40-60 тыс. километров. Чем тяжелее условия эксплуатации АКПП – тем чаще следует менять масло и фильтр. Даже несмотря на то что в руководствах по эксплуатации некоторых марок автомобилей написано, что масла залитого изначально производителем автомобиля хватит для эксплуатации без замены на весь срок службы АКПП. Только вот срок службы не уточнен. По словам инженеров ZF Getriebe GmbH, они под всем сроком службы подразумевают приблизительно 100-130 тыс. километров, ну или в крайнем случае 150 тыс. километров. Ну, а потом АКПП можно и поменять. Да, на самом деле масло в АКПП не расходуется на угар и залитого на заводе масла хватит на 150-250 тыс. километров пробега, но потом коробку необходимо будет поменять. Хотя может они и правы, некоторые современные коробки часто и до 100 тыс. километров пробега не доживают. И не только и не столько из-за масла, а потому что в них раньше ломается что-то другое.

Перегрев трансмиссии

При своей работе современная автоматическая трансмиссия выделяет очень много тепла, основными его источником является гидротрансформатор и масляный насос. В современных трансмиссиях для экономии топлива и приданию автомобилю спортивности, блокировка гидротрансформатора включается уже сразу после начала движения автомобиля с места. При своей работе «буксующей» блокировке крайне важно эффективное охлаждение. Все детали автоматической трансмиссии охлаждаются маслом, работающим в этой же трансмиссии и проходящем через выносной радиатор установленный между основным радиатором и радиатором кондиционера или через контур в радиаторе двигателя или через теплообменник. Чем выше температура масла, тем ниже его смазочные свойства, а если при высокой температуре, то оно приближается уже к смазочным свойствам воды. Посему, от эффективности охлаждения масла в радиаторе напрямую зависит долговечность работы трансмиссии. К сожалению не все водители знают, что через 2-3 года эксплуатации радиаторы автомобиля забиваются грязью и тополиным пухом так что эффективность их работы падает в два раза. Если раньше это можно было заметить по отклонению стрелки температуры охлаждающей жидкости, то сейчас, в связи с внедрением более жестких норм токсичности, автопроизводителей заставили увеличить температуру работы мотора в режиме малых нагрузок до 105-115 градусов по Цельсию (для того чтобы чтобы топливо лучше сгорало). В приборном щитке, дабы не пугать водителя, сделали задержку для указателя температуры, то бишь, даже если температура мотора в данный момент составляет 115 градусов, стрелка указателя все равно будет стоять на 90 градусах. Поэтому, раз в пару-тройку лет необходимо производить мойку радиаторов двигателя, кондиционера и других выносных радиаторов автомобиля. И очень желательно с их снятием с автомобиля. Поверьте, эта процедура стоит дешевле, чем те неприятности, которые может принести перегрев. Для уменьшения тепловых нагрузок на трансмиссию рекомендуется в жаркую погоду при длительных остановках в пробках переводить селектор в положение «N». Хотя, к слову, это не касается современных трансмиссий (серия ZF6HP и выше) с функцией автонейтрали так как они это делают сами. Случаются и ещё более страшные случаи, когда на автомобиле начинает течь радиатор и в него заливают присадки против течи пока радиатор течь не перестаёт. Оно-то так, но присадка забивает все ламели в теплообменнике АКПП и коробка через некоторое время выходит из строя.

Езда с не прогретой трансмиссией

В особенности эта проблема касается автомобилей с установленным автономным предпусковым подогревателем - двигатель он прогревает, а коробку нет! На морозе масло в трансмиссии густеет – чем ниже температура на улице, тем гуще масло. Густое масло плохо смазывает трущиеся детали, не проникает в некоторые узлы. Так же внутри автоматической трансмиссии много пластмассовых и резиновых деталей, которые на морозе становятся хрупкими, резиновые уплотнения поршней сцеплений могут при работе легко порваться. Поэтому перед началом движения автомобиля, автоматическую трансмиссию необходимо прогреть следующим образом:

  • при температуре до -10 градусов по Цельсию: завести мотор, поставить селектор в положение «D» и постоять на месте, держа ногу на тормозе 5-10 минут;
  • при температуре ниже -10 градусов по Цельсию: завести мотор, дать двигателю поработать на холостом ходу 5 минут, затем поставить селектор в положение «D» и постоять на месте, держа ногу на тормозе 5-10 минут;
  • при сильных морозах, ниже -25 градусах по Цельсию: надо все сделать, как указано в предыдущем пункте увеличив все указанные временные интервалы в два раза.

Долгое буксование на автомобиле в грязи, буксировка тяжелого прицепа или автомобиля

Нельзя сказать, что буксовать на автомобиле с автоматической трансмиссией нельзя. Нельзя буксовать долго – дайте коробке охладиться. Нельзя резко менять направления движения «D» или «R» – при движении вперед рекомендуется устанавливать рычаг селектора в положение нижних передач «1» или «2». При буксировке также старайтесь не перегревать трансмиссию. У некоторых водителей есть странная привычка разгонять автомобиль и переводить селектор в положение «N» (типа «еду накатом – экономлю топливо»), на самом же деле начинает происходить масляное голодание задних планетарных рядов трансмиссии так как двигатель переходит в режим холостого хода и производительности масляного насоса не хватает для обеспечения смазки всей трансмиссии. Не часто, но попадают в ремонт трансмиссии с разрушенными планетарными рядами в задней части коробки – когда начинают расспрашивать водителя, то оказывается что именно так он и ездил.

Постоянная эксплуатация автомобиля в режиме резких ускорений и торможений (так называемый «спортивный» стиль вождения)

Трансмиссия автомобиля рассчитана на передачу максимального крутящего момента от двигателя на колеса автомобиля лишь только в каких-то не очень частых или т. н. «экстренных случаях», например, при резком обгоне, необходимости быстрого перестроения, встраивания в ряд движения, которые при нормальной эксплуатации автомобиля возникаю не очень часто. Если же водитель постоянно ездит с «тапком в пол», то при мощности современных немецких моторов, современной немецкой трансмиссии дай бог хватит на 40-60 тыс. километров пробега автомобиля.

ZF-8HP70