Четырёхступенчатая АКПП 01M (и конструктивно родственные ей коробки-автоматы 01N и 01P, равно как и предтечи этого семейства под индексами AG4- 095, 096, 097 и 098) собственной разработки Volkswagen-Audi является, пожалуй, одной из наиболее долгоживущих автоматических трансмиссий. И это не удивительно, поскольку этой легендарной трансмиссией комплектуются многие переднеприводные автомобили концерна начиная с 1995 года, т. е. немногим менее нежели два десятилетия (а если считать и родственных предшественников с индексами от 095 до 098, которые концерн начал устанавливать в далёком 1991 году, то уже и более чем два десятилетия).
Различными модификациями этих АКПП в разные годы комплектовались автомобили:
- 01M (095/096) — легковые автомобили с поперечно расположенным двигателем объёмом от 1.6 до 2.0 литров — различные модели легковушек VW, Skoda, Seat, а так же Audi 80/90/100, Audi (A3 1997-2006)
- 01N (097) — легковые автомобили Audi с продольным расположением двигателя объёмом от 1.6 до 2.6 литра
- 01P (098) — минивэны и микроавтобусы с поперечно расположенным двигателем объёмом до 2.8 литра — VW Sharan, Ford Galaxy, VW Transporter (T2/T4), VW Eurovan (Transporter T4), MB V-Class (2.8L 2000-2002), Seat Alhambra…
Эти АКПП достаточно надёжны в эксплуатации и неприхотливы в обслуживании. В условиях стандартной эксплуатации (своевременная замена масла, работа без перегревов и т. п.) первый капремонт, как правило, требуется лишь после двухсот–трёхсот тысяч километров пробега.
Некоторые типичные слабые места возрастных трансмиссий
Загрязнённое продуктами износа опорной шайбы и фрикционной пылью поступающее из гидротрансформатора масло забивает и изнашивает каналы гидроблока, съедает метал золотников. Страдает клапан блокировки гидротрансформатора («бустер»), главный соленоид давления (Solenoid EPC). Их замена из наиболее частых при капремонте.
По причинам перегрева и старости выходят из строя пластиковые детали — пластиковый подшипник скольжения переднего барабана (причины — высокий температурный режим, боковое давление, старость) и сепаратор (Sprag) обгонной муфты (причины — высокий температурный режим и старость). Замена.
Гидротрансформатор АКПП. Существуют два типа конструкции — с подшипником и с втулкой. Первый вариант наиболее надёжный. При первом капремонте (как правило, это не ранее нежели после 200 тыс. км. пробега) втулка меняется на подшипник, что позволяет сделать ГДТ практически бессмертным (при эксплуатации в штатных режимах).
Нередко выходит из строя барабан (Drum 3-4 Clutch) — продавливается корзина по оси вала, что приводит к проскальзыванию фрикционов (пакет 3-4) и ускоренному их выгоранию. Необходима замена барабана и фрикционов.
Недостаточное давление масло приводит к выгоранию фрикционов (пакеты Forward и Reverse). Замена (целесообразнее сразу всем комплектом).
Част износ втулок АКПП 01M. Обычно их меняют всем комплектом (в комплекте 7 шт.)
Датчик скорости #927321B
К категории расходников можно смело отнести т. н. «косичку» (шлейф плиты управления a.k.a. проводку соленоидов a.k.a. Wire Harness). Особенно это актуально для АКПП 01M. То же относится и к датчику скорости (Vehicle Speed Sender, для разных автомобилей — различные модификации, напр., Mfg#: 01M927321B), который рекомендуется менять при каждом капремонте возрастных АКПП.
Фильтр для 01M, 01N, 01P
Фильтр для 096, 097, 098
Кроме вышеперечисленного, типичный набор запчастей и расходников для ремонта АКПП 01M (01N, 01P) и 095/096/097/098, как водится, включает в себя фильтр (для всех из серии 01* одинаков, но отличен от фильтра для АКПП 096/097/098) и ремкомплект (комплект всех прокладок и сальников a.k.a. Overhaul Kit). Часто в списке фигурирует комплект фрикционов и комплект поршней (в комплекте для 01M/01N/01P семь поршней, а для 095/096/097/098 их пять). Поршни чаще меняют всем комплектом (со временем от перегрева и старости дубеет резина и поршни начинают плохо держать давление) — это одна из наиболее актуальных замен в процессе капремонта для автомобилей, которым без малого 10 либо более лет.
В общем и целом, конструкция АКПП 01M (01N, 01P) достаточно сбалансирована по железу. Оно выходит из строя не особо часто. Ну, а что касается остального, то за долгие годы мастерами накоплен огромный опыт ремонта этой трансмиссии. Приобрести расходники и запчасти для ремонта АКПП не составляет особой проблемы. Цена на них также достаточно гуманна. Резюмируя всё вышесказанное, можно смело сказать, что эта автоматическая трансмиссия зарекомендовала себя как вполне надёжное в эксплуатации и недорогое в обслуживании решение.
Автор: Г. К.
© При использовании материалов сайта гиперссылка на TransParts.by обязательна.