BMW 8-speed Automatic Transmission Inside

Нарушение температурного режима в процессе эксплуатации автоматической трансмиссии, перегрев масла (ATF) по причине недостаточного его охлаждения, когда радиатор охлаждения АКПП не справляется со своей работой, является одной из причин преждевременного выхода трансмиссии из строя.

Оптимальной рабочей температурой трансмиссионного масла (ATF) является диапазон от комфортных 80 до вполне приемлемых 100 градусов по Цельсию (впрочем, производители АКПП нормой считают температуру около 85 градусов, и именно она для идеальных условий эксплуатации берётся в расчёт при разработке подавляющего большинства современных автоматических трансмиссий). Работа трансмиссии в этом случае делает её практически бессмертной (в том смысле что АКПП с большой долей вероятности может пережить и сам автомобиль). Но это в теории. В реальной жизни ни одна коробка-автомат никогда не эксплуатируется в столь тепличных условиях.

Конструктивно автоматическая коробка передач тесно связана с двигателем автомобиля. Современные моторы работают в гораздо более высоком нежели всего каких-нибудь пару десятилетий назад температурном режиме (температура охлаждающей жидкости двигателя в каких-нибудь 130–140 градусов ныне — это вполне нормальное явление). Но это для двигателя. Для тесно связанной с двигателем автомобиля автоматической трансмиссии, которая, к слову, гораздо более чувствительна к повышению температуры масла (ATF) нежели двигатель, это означает выход рабочего температурного режима гораздо дальше за рамки вышеупомянутого оптимального диапазона. А ведь превышение всего лишь на десяток–другой градусов температуры трансмиссионного масла существенно сокращает срок жизни многих элементов АКПП — подгорают фрикционы, дубеют резиновые уплотнители и иже с ними, начинает сбоить электроника, соленоиды и т. д. Но в реальных условиях вышеупомянутая пара десятков градусов сверх оптимального — это цветочки. Ягодки же начинаются тогда, когда температура масла АКПП в определённые моменты превышает несколько сотен градусов. Ударными темпами начинают подгорать и обугливаться фрикционы, продукты сгорания и другой сопутствующий мусор активно загрязняет масло, соленоиды, забиваются каналы гидроблока, в АКПП с мехатроником появляются проблемы с электроплатой и т. п. Страшно? Полагаю что да, но на самом деле не так страшен чёрт как его малюют…

Для решения проблем с перегревом трансмиссионного масла на автомобилях с автоматической трансмиссией устанавливают дополнительные радиаторы охлаждения АКПП, основной задачей коих является отвод лишнего тепла от трансмиссионного масла (ATF), что позволяет сохранять его температуру в пределах близких к оптимальной. Это, соответственно, обеспечивает стабильность работы АКПП и позволяет многократно повысить её ресурс. Впрочем, и сами производители зачастую рекомендуют владельцам автомобилей с автоматической трансмиссией эксплуатируемых в тяжёлых условиях устанавливать дополнительные радиаторы охлаждения АКПП. Под тяжёлыми условиями эксплуатации, соответственно, подразумевается следующее:

  • Частая длительная езда в городских пробках
  • Эксплуатация АКПП при высоких температурах воздуха (жаркое лето)
  • Езда по пересечённой местности, по бездорожью, по глубокому снегу
  • Буксировка прицепов, езда с максимальной нагрузкой
  • Агрессивный («спортивный») стиль вождения, особенно в жаркое время года

… кроме того установка дополнительного радиатора охлаждения АКПП настоятельно рекомендуется для автомобилей «в летах» с конструктивно слабой системой охлаждения (например, для авто оборудованных АКПП с теплообменником).

Радиатор охлаждения АКПП

В общем случае проблема усугубляется ещё и тем что многие владельцы автомобилей с АКПП зачастую пренебрегают сроками замены масла или же, что ещё хуже, ошибочно полагают что оно «вечное», то бишь, залито единожды, рассчитано на весь срок эксплуатации и не требует замены (что касается популярного мифа о «вечном масле», то нет смысла повторяться, поскольку об этом мы уже писали в одной из наших предыдущих статей, здесь).

Так же стоит отметить и то, что отвечающий за охлаждение штатный радиатор АКПП по прошествии 5–8 лет эксплуатации забивается грязью и зачастую подлежит замене, поскольку он уже перестаёт соответствовать минимальных заводским характеристикам позволяющим эффективно охлаждать масло и препятствовать перегреву АКПП.

Признаками того что АКПП работает в режиме перегрева служит запах горелого масла, который сигнализирует о том что охлаждение автоматической трансмиссии недостаточное, фрикционы перегреваются и подгорают. Коробка, конечно, будет некоторое время работать и дальше (благодаря умной электронике, которая несколько сгладит симптомы), но, чтобы не усугубить проблему доведя АКПП «до ручки», когда потребуется дорогостоящий капитальный ремонт вышедших из строя ключевых узлов, следует незамедлительно обратиться в специализированный техцентр на предмет устранения последствий перегрева трансмиссии и установки дополнительного радиатора охлаждения АКПП. Кроме всего прочего, если ремонт АКПП проводится по причинам поломок связанных с перегревом, то настоятельно рекомендуется установка дополнительного радиатора охлаждения дабы снизить до минимума повторение подобного впредь. В наши дни промышленностью выпускаются различные типы радиаторов охлаждения для АКПП. Соответственно, установить дополнительный радиатор можно практически на любой автомобиль с автоматической коробкой передач.
 

Автор: Г. К.
© При использовании материалов сайта гиперссылка на TransParts.by обязательна.